АНЬЕЛИ ДЖОВАНИ (Agnelli Giovanni) – итальянский промышленник.
Мало, наверное,
кто задумывался, что практически каждый второй легковой автомобиль на российских дорогах, так или иначе, обязан своим рождением Аньели Джовани ведущему итальянскому бизнесмену и общественному деятелю первой половины XX века, пионеру европейского автомобилестроения, одному из основателей автомобильного концерна ФИАТ.
Его жизнь была достаточна драматична. Аньели родился 13 августа 1866 г. в городе Виллар Пероза в дворянской семье. Окончил военную академию в Модене, служил офицером в кавалерии. В 1892 г. оставил военную карьеру и занялся бизнесом. 11 июля 1899 г. Аньели с несколькими компаньонами учредил в Турине автомобилестроительную компанию - ФИАТ.
Вскоре он стал наиболее значимой фигурой в правление фирмы. В качестве своего первого автомобиля выпустил машину мощностью с мощностью 2,6 кВт (3,5 л. с.). Двигатель располагался сзади и в отличие от традиционных для того времени одноцилиндровых был двухцилиндровым.
"Fiat Zero" стала первым массовым автомобилем выпускаемой этой фирмой. В 1904 г. на автомобиля фирмы были внесены изменения в конструкции автомобилей: вместо деревянной рамы, служившей основой шасси на первых моделях компании, начали применять металлическую раму.
В 1920 г. был избран президентом ФИАТ. Аньели был сторонником массового производства автомобилей. В годы кризисов скупал разорявшиеся фирмы, укрупняя собственное предприятие. В 1923 г. он был избран в итальянский сенат. Благодаря Аньели, компания ФИАТ вскоре стала одной из крупнейших в Италии.
Во время Первой мировой войны предприятия ФИАТ внесли большой вклад в оснащение итальянских вооруженных сил. В 1921 г. рабочие ФИАТ потребовали от "капиталиста" Аньели отказаться от собственности, и огорченный предприниматель покинул руководство компании. Через короткое время рабочие умоляли его вернуться, чтобы навести порядок, и он согласился. Аньели был сторонником Муссолини и его роль в предвоенной мобилизации итальянской промышленности невозможно переоценить. Как следствие, в апреле 1945 г. он был приговорен Итальянским Комитетом Национального Освобождения к отстранению от контроля над предприятиями ФИАТ.
Джовани Аньели скончался 16 декабря 1945 г. Но его дело продолжил внук Джовани Аньели (Gianni Agnelli). Уже при его участии, в Тольятти был построен автомобильный завод малолитражных автомобилей, который стал выпускать Фиат-124, (получившей в 1967 г. титул "Автомобиль года" в Европе), в России - название "Жигули".
|